free web stats

Святой Дух - Душа Церкви

Сегодня мы начинаем новый цикл катехизических бесед на тему пневматологии, в котором я хочу сосредоточить ваше внимание на основополагающей христианской истине о Святом Духе. Мы убедились, что Новый Завет, полностью основываясь на Ветхом завете, являет нам Святого Духа как Лицо Пресвятой Троицы. Эта истина восхищает нас как своим внутренним содержанием, так и тем влиянием, которое она оказывает на нашу жизнь. Можно даже сказать, что это «жизненно необходимая истина», как впрочем, и все Откровение, в кратком виде изложенное в Символе Веры. Святой Дух был особым образом явлен нам и дарован, чтобы стать путеводным светом для нас и для всей Церкви, для всех людей, призванных понять Его и принять.

Обратим же наши взоры на Святого Духа – прежде всего как на животворный источник Церкви. (…) В целом ряде важных документов II Ватиканского Собора подчеркнуто особое значение Пятидесятницы, часто определяемой как день рождения Церкви в земном мире. Так, в Догматической Конституции Dei Verbum написано: «ниспосланием Духа Истины Христос завершает во всей полноте Откровение и подтверждает Его Божественным свидетельством того, что с нами – Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную.» Таким образом, в деле спасения существует тесная связь между Иисусом Христом и Святым Духом.

В свою очередь, в Догматическом Постановлении о Церкви Lumen gentium о Святом Духе говорится: «Он есть Дух Жизни или Источник воды, текущей в жизнь вечную, и через Него Отец оживляет людей, мертвых во грехе, пока не воскресит во Христе их смертные тела». (…) Здесь следует вспомнить слова св. Августина: «Чем наш дух, то есть наша душа, является для членов наших, тем Святой Дух является для членов Христа, то есть для Его Тела, которым является Церковь». (…)

Святой Дух – это животворящее начало Церкви – внутреннее, но трансцендентное. Он одаривает Церковь жизнью и единством как действенная причина, то есть как созидатель и распространитель Божественной жизни Тела Христова. На это обращается внимание в Соборном документе: Христос, «чтобы мы постоянно обновлялись в Нем, (…) дал нам от Своего Духа, Который единый и всегда тот же в Главе и в членах, так оживотворяет, объединяет и движет все тело, что свв. Отцы могли сравнивать Его действие с действием, выполняемым в человеческом теле жизненным началом или душой».

Проводя ту же аналогию, можно сравнить весь процесс создания Церкви, начиная со времени мессианского служения Христа на земле, с сотворением человека, как оно описано в Книге Бытие, и особенно с моментом дарования жизни, благодаря которому «стал человек душою живою» (Быт 2,7). В древнееврейском тексте присутствует слово nefesh (что означает: существо, движимое животворящим дыханием), но в другом месте этой же Книги животворящее дыхание живых существ обозначается словом ruah, то есть «дух» (Быт 6, 17). Святой Дух ассоциируется, по аналогии, с животворящим дыханием «нового творения», которым является Церковь.

В документах Собора сказано также, что «послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрерывно освящал Церковь и чтобы таким образом верующие через Христа имели доступ к Отцу в одном Духе».

Святой Дух – это также источник всей динамики Церкви: как в свидетельствовании миру о Христе, так и в распространении Евангельской проповеди. В Евангелии от Луки воскресший Христос, в Своем обетовании о ниспослании апостолам Святого Духа, подчеркивает именно этот аспект: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24, 49). Как в Евангелии, так и Деяниях апостолов для определения «силы» или «мощи» применено греческое слово dynamis – «динамизм». Речь идет о даре сверхъестественной энергии, который побуждает человека прежде всего к молитве. (…) «Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26).

В заключение вспомним еще один короткий фрагмент соборного документа, в котором написано, что Святой Дух «силою Евангелия (…) сообщает Церкви юность, непрестанно обновляет ее и ведет к совершенному сочетанию с ее Женихом. Ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу «Прииди!». В этом тексте слышен отзвук слов св. Иринея, стремившегося передать нам убежденность веры первых Отцов. Эту же убежденность выразил св. апостол Павел, говоря, что верующие освободились от закона, которым были связаны, чтобы «служить Богу в обновлении Духа» (Рим 7,6). Вся Церковь пребывает в этом служении и в Святом Духе находит источник постоянного обновления и единства. Ибо сильнейшим орудием против всех человеческих слабостей и грехов является сила Духа – животворящая и объединяющая Любовь.

Иоанн Павел II «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего», Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, Москва, 1998 г., стр. 323 - 328

«Послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрерывно освящал Церковь и чтобы таким образом верующие через Христа имели доступ к Отцу в одном Духе».

Рейтинг Francis.ru