free web stats

«Личный опыт общения со Святым Духом
(по текстам греческих отцов)»

Епископ Диоклийский Каллист (Уэр) (Константинопольский Патриархат)

Преподобный Симеон Новый Богослов

Исключительное значение Святого Духа для христианского Востока станет очевидным, если мы рассмотрим труды одного из замечательных мистиков средневизантийского периода, Преп. Симеона Нового Богослова (949-1022). Он считает, что каждый из нас призван Богом Испытать живое присутствие Духа «сознательно и явно», и описывает это как «ощущуение сердца». Нам недостаточно скрыто обладать Духом.

«Не говори, что невозможно получить Святого Духа;
Не говори, что возможно спастись без Него.
Не говори, что можно получить Его об этом не зная.
Не говори, что Бог не является нам.
Не говори, что люди не видят Божественного света
Или что в наши дни этого не бывает.
Это бывает всегда, друзья мои,
Это вполне возможно для тех, кто хочет».

Симеон страстно убежден, что все Божьи дары, доступные христианам в апостольский век, доступны и в наше время. Предположить иное для Симеона — худшая из ересей, подразумевающая, что Бог как бы покинул Церковь. Если дары Духа менее очевидны в христианской общине нашего времени, чем в Книге Деяний, причина только одна — слабость нашей веры. Симеон говорит и о «втором крещении», слезном, которое даруется тому, кто «родился свыше» от Святого Духа.

«Когда кто поднимает взгляд и видит природу вещей так, как никогда не видел, он преисполняется восхищения и проливает непроизвольные слезы без како-либо печали. Слезы эти очищают его и омывают во втором крещении, том крещении, про которое наш Господь говорит в Евангелиях: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье». И еще Он говорит: «Должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7). Говоря «свыше», Он имел в виду рождение от Духа».

Преподобный Марк Египетский

В «Гомилиях» Преп. Макарий Египетский четко утверждает, что в некоторых случаях живое присутствие Святого Духа, дарованное в Крещении, поначалу неосознанно: Он присутствиует внутри нас невидимо, так, что мы «не знаем» о Нем. В то же время, призвание каждого крещеного христианина — прийти к осознанию, переживанию этого дара Духа «в полноте ощущения и уверенности».

По Преп. Макарию Египетскому, крещение «огнем и Духом» - не новый, другой дар, но нечто иное, как развитие и осознанное понимание дара Духа, присущего водному крещению. По Марку, именно водное крещение содержит «источник» всей жизни в Духе. Он настаивает на разных внешних проявлениях. Которые сопутствуют осознанию присутствия Духа. Макарий говорит, например, о видении Божественного света и об освещении «нематериальным Божественным огнем» - эти его тексты о свете и огне имели большое влияние на мистическое богословие византийских исихастов IV в., и в особенности они были восприняты св. Григорием Паламой (1296-1359).

«Гомилии» придают большое значение дару слез. Только если «плачем» мы испытываем «силу» Духа. «Если ты наг, потому, что лишен божественных и небесных одежд, которые есть сила Духа … плачь и моли Бога о том, чтобы получить духовные одежды с небес». «Гомилии» ясно говорят о экстазе и экстатических проявлениях. «Иногда человек в молитве впадает в экстаз и оказывается в церкви перед алтарем; и ему предлагаются три хлеба, сдобренные маслом» …

Есть и другие случаи, продолжает Макарий, когда воздействие видения внутреннего света так оглушительно, что человек теряет самоконтроль. «Поглощенный сладостью созерцания, он был не власте более над собою, но стал как глупец или варвар для этого мира, так переполнен он был переизбытучествующей любовью и сладостью скрытых тайн, которые открывались ему».

Вспоминая излияние Духа на Пятидесятницу, Макарий говорит:

«Апостолы закричали не по своей воле. Просто как флейта, когда через нее дует воздух, выдает звук, который хочет флейтист, так же происходт и с Апостолами, и с теми, кто походит на них. Когда они были «рождены свыше» (Ин. 3, 3-7) и получили Духа Утешителя, Дух заговорил в них, как Он захотел».

__________

Источник: Рабочие материалы научно-практической конференции "Современные методы миссионерской деятельности. Альфа курс." Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. Москва, 2006

«Не говори, что невозможно получить Святого Духа;
Не говори, что возможно спастись без Него.
Не говори, что можно получить Его об этом не зная.
Не говори, что Бог не является нам.
Не говори, что люди не видят Божественного света
Или что в наши дни этого не бывает.
Это бывает всегда, друзья мои,
Это вполне возможно для тех, кто хочет».

Рейтинг Francis.ru