free web stats

Апостол Павел: Дух - это залог

Общая аудиенция 15 ноября состоялась в 10.30 на площади св. Петра, где Святейший Отец Бенедикт XVI встретился с группами паломников и верных, прибывшими из Италии и многих стран мира. В своей речи на итальянском языке Папа остановился на теме: «Павел – о Святом Духе и о Его присутствии в нас».

Дорогие братья и сестры,

сегодня, как и в двух предыдущих катехезах, мы вернемся к Павлу и к его учению. Перед нами – самый настоящий гигант не только в плане конкретного апостольства, но и в плане чрезвычайно глубокого и интересного богословского учения. После того, как мы в прошлый раз размышляли о том, что писал Павел о центральности Иисуса Христа в нашей жизни веры, сегодня давайте рассмотрим, что он говорит о Святом Духе и о Его присутствии в нас, поскольку и здесь апостолу есть чему научить нас и сказать что-то очень важное.

Мы знаем, что говорит св. Лука о Святом Духе в Деяниях Апостолов, описывая событие Пятидесятницы. Дух Пятидесятницы несет с собой мощный стимул принять обязательство отправиться с миссией, чтобы свидетельствовать Евангелие на дорогах мира. В самом деле, Книга Деяний Апостолов повествует о целом ряде миссий, совершенных апостолами, сначала – в Самарии, затем – на прибрежной полосе Палестины, а после этого – в Сирии. В первую очередь рассказывается о трех больших миссионерских путешествиях Павла, о которых я уже упоминал на предыдущей встрече. Однако св. Павел в своих Посланиях говорит о Святом Духе также под другим углом зрения. Он не ограничивается тем, что иллюстрирует динамическое и действующее измерение третьей Личности Пресвятой Троицы, но и анализирует Его присутствие в жизни христианина, идентичность которого остается отмеченной Им. Говоря другими словами, Павел размышляет о Духе, указывая, что Он оказывает влияние не только на поступки и действия христианина, но и на само его бытие христианином. В самом деле, именно Павел сказал, что Дух Божий обитает в нас (ср. Рим 8,9; 1 Кор 3,16) и что «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал 4,6). То есть, согласно Павлу, Святой Дух проникает в нас до самых интимных глубин личности. Вот несколько его слов в этой связи, имеющих важное значение: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти... Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: ‘Авва, Отче!’» (Рим 8, 2.15), потому что мы, как чада Божии, можем сказать Ему «Отче». То есть, прекрасно видно, что христианин, еще до того, как действовать, уже обладает богатой и плодотворной духовностью, дарованной ему в таинствах Крещения и Конфирмации, – духовностью, которая вводит его в объективную и подлинную связь сыновства по отношению к Богу. Вот наше великое достоинство: не изображать сынов Бога, но быть ими в действительности. И это является призывом жить этим нашим сыновством, глубже осознать, что мы являемся чадами, принятыми в великую семью Божию. Это призыв трансформировать этот объективный дар в субъективную реальность, определяющую для нашего мышления, для нашего действия, для нашего бытия. Бог считает нас Своими чадами, возведя нас в похожее, хотя и не равное, достоинство Самого Иисуса, единственного настоящего Сына в полном смысле слова. В Нем нам даруется, или возвращается сыновство и доверительная свобода в отношениях с Отцом.

Таким образом, мы обнаруживаем, что для христианина Дух – это уже не только «Дух Божий», как обычно говорится в Ветхом Завете и продолжают повторять на христианском языке (ср. Быт 41,38; Исх 31,3; 1 Кор 2,11.12; Флп 3,3; и т.д.). И Он является не только «Святым Духом», понимаемым в широком смысле, согласно выражению Ветхого Завета (ср. Ис 63,10.11; Пс 50,13) и самого иудаизма в его писаниях (Кумран, раввинизм). Действительно, специфичности христианской веры принадлежит исповедание изначального разделения этого Духа воскресшим Господом, Который Сам стал «Духом животворящим» (1 Кор 15, 45). Именно поэтому св. Павел прямо говорит о «Духе Христа» (Рим 8,9), о «Духе Сына» (Гал 4,6), или о «Духе Иисуса Христа» (Флп 1,19). Он как бы хотел сказать, что не только Бог Отец является видимым в Сыне (ср. Ин 14,9), но что и Дух Божий выражает Себя в жизни и действии распятого и воскресшего Господа!

Павел учит нас еще одной важной вещи: он говорит, что не существует истинной молитвы без присутствия Духа в нас. Вот что он пишет: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, – как это верно, что мы не знаем, как говорить с Богом! – но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим 8,26-27). Это значит, что Святой Дух, то есть Дух Отца и Сына, отныне является как бы душой нашей души, самой потаенной частью нашего существа, откуда непрестанно возносится к Богу молитвенный порыв, начало и конец которого мы даже не можем определить, поскольку Дух всегда бодрствует в нас, молит о наших нуждах и несет Отцу наше поклонение, вместе с нашими самими глубокими чаяниями. Естественно, это требует стремления к большому жизненному общению с Духом. Это призыв быть более восприимчивыми к присутствию Духа в нас, преобразовать его в молитву, чувствовать это присутствие и учиться, таким образом, молиться и говорить с Отцом как Его чада в Святом Духе.

Есть еще один типичный аспект Духа, на который нам указывает св. Павел: это Его связь с любовью. Апостол пишет об этом: «Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5,5). В моей энциклике «Deus caritas est» я процитировал одну очень красноречивую фразу св. Августина: «Воистину, ты видишь Троицу, если видишь любовь милосердную» (п. 19), и продолжил, поясняя: «Действительно, Дух есть та внутренняя сила, которая приводит в гармонию сердца верующих с сердцем Христа и побуждает их любить братьев своих, как возлюбил их Он» (там же). Дух вводит нас в ритм самой божественной жизни, которая есть жизнь любви, давая нам принять личное участие в отношениях между Отцом и Сыном. Не случайно Павел, перечисляя различные плоды Духа, ставит на первое место любовь: «Плод же духа: любовь, радость, мир…» (Гал 5,22). И, поскольку по определению любовь объединяет, это означает прежде всего, что Дух является творцом общения внутри христианской общины, как мы говорим в начале Святой мессы словами св. Павла: «...общение Святого Духа [то есть, общение, сотворенное Им] со всеми вами» (2 Кор 13,13). Но, с другой стороны, также верно, что Дух побуждает нас устанавливать отношения любви со всеми людьми. Так что, когда мы любим, то освобождаем место для Духа, даем Ему возможность выразиться в полноте. Таким образом, понятно, почему Павел поставил рядом на одной странице Послания к Римлянам два наставления: «Духом пламенейте» и «Никому не воздавайте злом за зло» (Рим 12,11.17).

И последнее: Дух, согласно св. Павлу, – это залог, данный нам Самим Богом, как предвосхищение и гарантия нашего будущего наследия (ср. 2 Кор 1,22; 5,5; Еф 1,13-14). Таким образом, мы учимся у Павла, что деяние Духа направляет нашу жизнь к великим ценностям любви, радости, общения и надежды. Нам надлежит сделать это опытом каждого дня, следуя внутренним советам Духа, опираясь в рассудительности на просвещающее наставление апостола.

Перевод:София Халходжаева Agnuz

© Copyright 2006 - Libreria Editrice Vaticana

«Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, – как это верно, что мы не знаем, как говорить с Богом! – но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией»
(Рим 8,26-27).
Это значит, что Святой Дух, то есть Дух Отца и Сына, отныне является как бы душой нашей души

Рейтинг Francis.ru