free web stats

Помощью в наших размышлениях о «заблуждениях веры» служит жизнь апостола Павла. К моменту встречи с Иисусом Христом на дороге в Дамаск он, казалось бы, был очень религиозным человеком, посвятил свою жизнь Богу, был усердным фарисеем, служа Богу так, как считал правильным. Но лишь после встречи с Иисусом Христом его жизнь изменилась и он по-настоящему начал жить для Бога...

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать?» (Деян 9, 1-6).

Апостол Павел до встречи с Христом думал, что по-настоящему служит Богу. То же происходит и с нами сегодня: приходим в храмы, ставим свечки, даже приступаем к таинствам — и одновременно можем «расходиться» с Богом, ибо нет плодов в нашей жизни, наших семьях... Может, потому, что Бога мы бессознательно воспринимаем как средство, инструмент для достижения блага.

Давайте рассмотрим два разных подхода к Богу. Первый таков: Бог является предметом, средством в нашей жизни. Второй, правильный подход: Бог является целью нашей жизни. Кажется странным, что Бог может для кого-то быть средством, но это, к сожалению, довольно распространенное отношение. Чаще всего человек сам этого не осознает.

Давайте посмотрим, какие бывают иллюзии в отношениях с Богом.

Крещение может восприниматься как сделка с Богом. Я крещусь, буду регулярно ходить в храм, а за это ожидаю от Бога на земле счастья, здоровья, удачи во всем, отсутствия проблем. Это своеобразный торг с Богом. Такой подход очень распространен: Бога воспринимают как супермаркет, с полочки которого можно взять все, что нужно. В центре — моя жизнь, а не Бог и любовь к нему, а Бог — исполнитель того, что мне хотелось бы получить. Я — одна сторона договора, а Бог — другая, предназначенная для того, чтобы мне служить.

Бог может восприниматься как охрана, гарантия безопасности моей жизни. Я молюсь, служу Богу, но Он за это должен гарантировать мне благополучную жизнь. Мы привыкли выбирать продукты высшего качества для себя и близких и переносим это на жизнь духовную. Не сам Бог считается важным, а обеспечение моей жизни.

Подход чиновника. Я — чиновник в отношениях с Богом. В притче о милосердном отце второй сын вовсе не рад возвращению брата в отчий дом. Он грустит. Так и мы — часто печальны. Со стороны алтаря очень хорошо видно: лица у многих людей грустные. Но ведь христианство — это радость, так почему же мы ее не чувствуем в храмах? Потому что в нашей религиозности мы — чиновники перед Богом. Мы изо всех сил «трудимся» для спасения, а на самом деле не понимаем сути Креста Господня и Его Воскресения. Мы как бы пытаемся «заработать» спасение хорошей, праведной жизнью, а это невозможно, потому что Бог дает нам его даром. Да, мы должны жить благочестиво — но потому, что Бог свят и просит нас так жить, и мы должны быть на Него похожи.

Еще один пример иллюзии религиозности — ситуация, когда Бог — лишь «врач» в нашей жизни. Мы опять же приходим к нему не как к цели нашей жизни, а как к тому, кто дает нам душевное здоровье. Когда мы приходим на прием к обычному врачу, сам врач нас не интересует, а только его работа — такой подход иногда бывает и к Богу. Я помолюсь — и у меня настроение хорошее, мир в душе — и это состояние становится моей целью. Есть люди, которые, если храм красивый и священник нравится, то будут приходить молиться, а если нет — то уже не придут. Конечно, Бог дает нам здоровье души и тела, но прежде всего Он — цель нашей жизни.

Классический пример двух типов религиозности — настоящей и фальшивой — мытарь и фарисей. Мытарь осознает свою слабость, свои грехи и просит у Бога прощения. Фарисей приходит для того, чтобы только похвастаться перед Богом, какой он хороший, и при этом он презирает мытаря. Такая картина бывает и в нашей жизни, когда мы считаем себя лучше других людей только потому, что ходим в храм.

Во всех этих ситуациях мнимой религиозности Бог является инструментом, средством, а не целью нашей жизни.

У каждого из нас должен быть свой Дамаск, как в жизни апостола Павла. Пока верующий человек лишь «исполняет свои обязанности», пока не встретил живого Иисуса из Назарета, есть опасность жить иллюзией веры. Умирающий Христос говорит: «Жажду». Богословы толкуют это так: Бог жаждет сердца человека, жаждет Его жизни, открытой для Бога, жаждет, чтобы человек сам Ему принадлежал. Доколе это не произойдет, в нашей жизни будут постоянно возникать проблемы.

Бог хочет лишь одного — чтобы мы Его познали. Христианство — это религия, в которой Бог открывается человеку. Инициатива принадлежит Богу, ибо Он есть любовь. Бог дает человеку средства, чтобы Его познать. В Библии часто говорится о том, что Бог не хочет каких-то жертвоприношений, а хочет лишь, чтобы человек познал Его: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 6). Помните, как Андрей и Иоанн пошли однажды за Иисусом, чтобы узнать, где Он живет... Мы должны иметь такой же интерес к личности Христа, желание узнать, Кто Он... Иисус говорит самарянке: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин 4, 10).

Проблема христиан нашего времени такова, что мы не знаем Иисуса Христа, не знаем, кто наш Спаситель. А это самое главное в нашей жизни — Его познавать. Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6). Когда Мария села у ног Иисуса Христа и слушала Его слова, Иисус похвалил ее: она сделала это ради Него самого, избрала «лучшую часть»... Вот такого поведения ожидает от нас Господь Бог.

«Придите ко Мне...» (Мф 11, 28) — это тоже о том, что мы должны приходить к Господу ради Него Самого... Он ждет нашей любви ради Него Самого, а не ради даров, которые мы можем от Него получить. В молитве «Отче наш» тоже говорится об этом. Мы должны больше заботиться о Славе Божией, о расширении Его Царства, исполнении воли Божией, чем о хлебе насущном, чем обо всех других делах нашей жизни. Если мы любим Бога, то все послужит нашему благу, как говорит нам апостол Павел (Рим 8, 28).

Когда связанного Иисуса Христа приводят к Ироду, который хочет увидеть Его чудеса, Иисус молчит. Так и в нашей жизни: если Бог для нас — лишь исполнитель желаний, а в центре нашей жизни — мы сами, наши эгоистические планы, Бог будет молчать. И в нашей жизни будут кризисы, проблемы, печаль. Бог ждет, когда человек скажет: «Прости меня грешного, я люблю Тебя ради Тебя Самого, я хочу изменить свою жизнь». Апостол Петр тоже хотел «своего»: чтобы Бог сохранил от зла Иисуса Христа и его учеников, чтобы не было никаких страданий. Но планы Бога выше наших: спасение человека было задумано Богом через крестную Жертву. Иуда пошел за Христом, поскольку видел в Нем духовного, а может, и политического лидера, который освободит Израиль от ига римлян. Возможно, с момента, когда он понял, что это не так, и началось его разочарование, приведшее к предательству...

Очень важно, чтобы мы имели подход Марии, подход Никодима, который ночью пришел к Иисусу, чтобы лучше Его узнать, подход Закхея, который хотел понять, кто такой Иисус... Бог всемогущ, Он велик. Единственное, что может сделать человек — жить для Бога, исполнять Его волю, жить для Него Самого, а не для Его даров. Дары Господь нам все равно, конечно же, дает, и тем щедрее, чем больше мы любим Его Самого...

Подлинно верующий человек всегда служит не себе, но Богу, всегда стремится исполнить Божий план, а не свой. Он всегда спрашивает, какова Божья воля. Бог в жизни человека верующего — всегда цель, а не средство.

Мы должны любить Бога так, как Он любит нас — бескорыстно, чистой любовью. Конечно, мы не совершенны, но для этого нам и дана жизнь — чтобы учиться любить Бога... Чтобы Богом для тебя были не твои планы, работа, карьера, материальные блага, другой человек, даже твой супруг... А чтобы Богом для тебя был Иисус Христос и никто другой.

Смысл жизни христианина — любовь к Богу ради Него Самого. Сущность молитвы — познание Бога и слава Божия. Св. Августин сказал, что душа наша не успокоится, пока не найдет Его, потому что Бог сотворил нас для Себя Самого. Христианин — это новый человек, новая тварь. В Иисусе Христе мы начинаем новую жизнь, и это должно быть заметно в нашем доме, на нашей работе, когда мы отдыхаем, общаемся с другими людьми — должно быть видно, что мы верующие и живем согласно новым принципам жизни. Если Бог будет на первом месте в нашей жизни, все остальное будет на своих местах.

Возвращаясь к истории апостола Павла, мы видим, что его жизнь сильно изменилась, когда он встретил Христа на своем пути. Любовь к Иисусу Христу ведет его в другие страны, он начинает жить для других людей и в итоге отдает в Риме жизнь за Христа.

Отдавать жизнь за Иисуса Христа — вот подлинная религиозность. Это значит — любить ближнего, это значит — спрашивать каждый день: «Кто Ты, Господи? Что Ты от меня хочешь?» Это значит — практиковать любовь и веру в нашей повседневной жизни.

Чтобы жить подлинной жизнью веры, необходимо познавать Бога. Как Савл встретил на дороге в Дамаск Иисуса Христа, так и мы должны Его встретить. Это самое важное условие для того, чтобы наша вера была подлинной, а не мнимой. Христианство — это религия, где Бог являет Себя человеку, в отличие, например, от различных восточных учений, где человек своим собственным усилием достигает какого-то уровня Богопознания. В христианстве посредством дара Духа Святого Бог дает человеку познать Себя. Человеку, который хочет молиться, чтобы встретить живого Бога, а не затем, чтобы что-то получить от Него.

Вот какой должна быть наша молитва: «Господи, кто Ты? Я хочу с Тобой познакомиться, хочу от Тебя научиться. Ты мой Спаситель, цель моей жизни. Я хочу быть с Тобой как ученики, которые пошли за Тобою, как Мария, сидевшая у Твоих ног, как Никодим, пришедший к Тебе ночью, чтобы слушать Твои слова и лучше Тебя узнать. Я хочу быть таким, как они...»

Источник: Интернет-журнал "Брат Солнце"

У каждого из нас должен быть свой Дамаск, как в жизни апостола Павла. Пока верующий человек лишь «исполняет свои обязанности», пока не встретил живого Иисуса из Назарета, есть опасность жить иллюзией веры. Умирающий Христос говорит: «Жажду». Богословы толкуют это так: Бог жаждет сердца человека, жаждет Его жизни, открытой для Бога, жаждет, чтобы человек сам Ему принадлежал.

Рейтинг Francis.ru